29 ноября 2013
«Шизофрения, как и было сказано…»
В Молодежном центре Эрмитажа открыта выставка видеоарта с интригующим названием «Тайвань. Шизофрения»
У начитанных сограждан при слове «шизофрения» в памяти первым делом всплывает герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный, шастающий по Москве в кальсонах, с бумажной иконкой, приколотой к рубашке. Несчастный поэт поплатился за свой воинствующий атеизм и, вступив в неравный бой с нечистой силой, сошел с катушек, после чего попал в клинику профессора Стравинского, где ему поставили диагноз: шизофрения.
Но это шизофрения по-советски. Узнать о том, что такое шизофрения по-тайвански можно на выставке в Молодежном центре Государственного Эрмитажа (Главный штаб, третий этаж).
Ван-Йен Чен, автор видеоинсталляции «Бессознательное путешествие» и госпожа Ли Ивэй, один из кураторов выставки.
Тайвань — средоточие противоречий
Очаровательная госпожа Ли Ивэй, один из кураторов выставки, художественный директор проекта «Side by Side Studio», поддерживающего современное медиа-искусство, так пояснила название проекта:
— Если отвлечься от патологии, то шизофрения – это изменение системы ценностей, для шизофреника главными становятся вещи, которые лежат на периферии для так называемого «нормального» человека. Нередко эти новые ценности вступают в конфликт друг с другом. Рассуждения шизофреника чаще всего кажутся бредом, хотя в них присутствует своя внутренняя логика. Ну а Тайвань – постоянное сосредоточение противоречий. Тайвань постоянно подвергался колонизации – португальской, голландской японской, китайской, однако местные жители сохраняют свою национальную идентичность. Именно противоречие между сильным чувством национальной принадлежности жителей Тайваня и двойственным статусом страны из-за неурегулированности политических отношений с Китаем, постоянно нагружало и нагружает повседневную жизнь давлением, которое часто описывается как «шизофрения Тайваня».
— А современная шизофрения, — завершила г-жа Ли вводный экскурс, – это постановка цифровых, информационных технологий в центр системы ценностей. Что естественным образом вытекает из развития нашей страны, из депрессивной провинции ставшей одним из ведущих производителей на рынке электроники, цифровых технологий и медиа.
Сумочка куратора в виде кошачьей мордочки привлекала внимание публики не меньше, чем произведения видеоарта.
Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?
В анфиладе выставочных залов темно. Полумрак необходим не только для создания особой атмосферы, но и для того, чтобы зрители могли четко видеть происходящее на множестве экранов. Один из зрителей высказал удивление, что на выставке почти нет ничего, кроме видеофильмов. На выставке в музее, по его мнению, должны показывать что-то материальное. Но это не так. В музее показывают, прежде всего, образы. А уж в чем воплощены наши кошмары и мечты — в живописи, скульптуре или видеофильмах, — не так важно.
Произведение видеоарта — это далеко не кино, где обязательно есть сюжет, какая-то история, начало и конец. Нет, они больше похожи на сны, в которых часто происходящее бессюжетно, а сочетание образов и вызываемых ими ощущений требуют расшифровки, которую предлагают сонники или психоаналитики.
Очень красив черно-белый фильм Ван-Йен Чена «Бессознательное путешествие». Силуэты множества людей и одной собачки снуют туда-сюда. Поначалу происходящее кажется вполне обычным — ну спешат себе люди по своим неотложным делам. Но потом закрадывается ощущение: что-то не так. Потому что люди движутся из ниоткуда — в никуда, они никак не могут достигнуть конечной цели своего путешествия. Движутся без остановки, как заведенные. И нет никакой возможности остановиться. Это ли не образ, запечатлевший напряженную суету жизни современного человека. Торопимся, спешим, бежим… Но куда?
—Этими вопросами я задаюсь постоянно, начиная с 2008 года, когда я, 25-летний, создал эту инсталляцию, и по сей день, – пояснил сам художник. – И ответа у меня нет. Точнее, ответ один: продолжать идти. А куда придем – возможно, вам даст ответ название моей последней выставки «К чертям будущее»...
Скульптурная композиция Чю Чаоцая «Мир усталости».
Мир устал
А творения Чю Чаоцая, на первый взгляд, выбиваются из общей концепции выставки – не видеоинсталляция, а небольшие статуэтки: башня Эмпайр Стейт Билдинг, символ сети фастфуда «Макдоналдс», статуя Свободы... Однако они с сюрпризом: сделаны из эластичного материала и снабжены специальным механизмом, который стоит только повернуть, как фигурка теряет вертикальность, склоняется словно в бессильной усталости... Кстати, и произведение Чю, являющее собой цикл фигурок (кроме привезенных в Петербург в него входят, например, статуэтки Чан Кайши и Мао Цзедуна) называется «Мир усталости».
— Эти сооружения, эти статуи перестали быть просто произведениями искусства, но несут в себе смысл, который охраняют как часовые свой объект, – объяснил свою концепцию Чю Чаоцай. – Поэтому они стоят строго вертикально, словно солдаты в строю, а привнесенный в них смысл стал неотъемлемой их частью. И мне вдруг подумалось: а не устали ли они от всего этого? Почему бы им не отдохнуть? И так ли уж неотделим от них придаваемый им смысл?
Впрочем, эти фигурки несут еще один контекст: изогнутые символы сразу теряют магию своего величия. Не потеряется ли Тайвань, если утратит свою независимость и воссоединится с материковым Китаем, не согнется ли под его весом?
Изображения проецировались даже на потолок.
Справка «ВП»
Пионером видеоарта считается корейский художник Нам Джун Пайк, появившийся на арене мирового искусства еще в 1960-е годы. Техника тогда была дорога, доступна далеко не всем. К видеоарту можно отнести и видеофильмы Энди Уорхола. Без всякого сострадания к зрителю художник снимал томительно длинные, многочасовые фильмы, в которых вроде бы ничего не происходит. Скажем, про знаменитый небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг. Ваш корреспондент имел счастье созерцать этот фильм, который длится 8 часов 5 минут. За это время со стоэтажным монстром ничего не происходит. Стоит он себе и стоит, меняется только освещение — от рассвета до заката. Честно сказать, мне удалось выдержать только час (не обижайтесь, мистер Уорхол!).
Между тем видеоарт захватывал умы художников все больше. Уже в 1972 году организаторам международной биеннале современного искусства «Документа-5» пришлось выделить специальный раздел для демонстрации произведений видеоарта.