Родился в городе Цолликон, Швейцария.
Интересы: клиническая патология и психотерапия.
Образование: доктор медицины, Цюрихский университет.
Профессиональная деятельность: врач в психиатрической больнице Райнау в Цюрихе, 1886; профессор психиатрии Цюрихского университета; директор Психиатрической клиники и университетской больницы, Бюргольцли, 1898-1927.
Основные публикации
1906 Affektivitat, Suggestibilitat, Paranoia (Affectivity, Suggestibility, Paranoia). Marhold (State Hospitals Press 1912).
1908 Die schizophrenen Geisfesstorungen im Lichte langjahriger Kranken - und Familegeschichten (Schizophrenic Disorders in the Light of Longterm Case and Family Histories).Thieme (trans., 1972).
1911 Dementia praecox; oder, Gruppe der Schizophrenien (Dementia Praecox: Or, The Group of Schizophrenias). F. Deutiehe (1960, International Universities Press).
1916 Lehrbuch der psychiatric. (Textbook of psychiatry). J. Springer (1924, Macmillan).
БИОГРАФИЯ:
Блейлер известен главным образом тем, что первым из выдающихся психиатров за пределами Австрии признал важность работ Зигмунда Фрейда. Действительно, около 1904 он подтолкнул Карла Юнга, который был его ассистентом с 1900 до 1909, к применению теории Фрейда в терапии, приведя таким образом Юнга к написанию его самой важной статьи и способствовав последовавшему затем союзу между Юнгом и Фрейдом.
Он также ответствен за решительное изменение в осмыслении явления, известного теперь под названием шизофрения. Он отклонил термин Крэпелина "dementia praecox", поскольку тот означал необратимое состояние, не поддающееся лечению. Блейлер определил шизофрению как ослабление связей, которые приводят к дезинтеграции личности на некоторое время и в некоторых отношениях.
Он попытался составить словарь признаков, описывающих шизофрению, сюда попали "неологизмы", "словесный винегрет" и "отрицательную речь". Блейлер добавил категорию простой шизофрении к трем категориям Крэпелина (гебефрения, паранойя, кататония). К 1916 он разработал еще концепцию аутизма (потеря контакта с действительностью) и амбивалентности (взаимно исключающее противоречие, существующее одновременно на интеллектуальном и эмоциональном или волевом уровне) и обогатил ею понимание шизофрении.
Некоторые рассматривают труды Блейлера как предвосхищение экзистенциального движения, поскольку одним из его студентов был Людвиг Бинсвангер. Другими видными фигурами в Бюргольцли во время работы там Блейлера были Роршах, Пиаже, Адольф Мейер и Карл Абрахам. В начале своей карьеры Блейлер также изучал гипноз под руководством Шарко в клинике Сальпетриер.
Чарльз Пейзер
Научный вклад:
Блейлер известен в основном введением диагноза шизофрении, которым он в 1911
заменил тогда используемуе понятие dementia praecox (преждевременное слабоумие) Э.Крепелина . Основным симптомом шизофрении Блейлер считал амбивалентность. Блейлер также ввёл понятие аутизма. Поэтому шизофрению иногда называют «Болезнью Блейлера».
Блейлер скромно оценил оригинальность созданной им концепции шизофрении, отметив:
Такие термины, как острая паранойя, острое галлюцинаторное помешательство, психическое помешательство, а также мания и меланхолия… сами по себе не означают «заболевания». Тот или иной специалист исключительно по своему собственному усмотрению создал не только названия, но и целые концепции, в зависимости от того, какой из симптомов показался ему наиболее серьёзным.
Те, кто поражены тяжёлой болезнью, не должны иметь потомства. Если мы позволим физически и психически неполноценным иметь детей, а здоровые будут ограничены в этом, поскольку необходимо многое делать ради помощи другим, если подавлять естественный отбор, то наша раса быстро выродится.
Его рекомендации нашли отражение в принятом к 1933 году законе о принудительной стерилизации в случае «врождённого психического недостатка, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, наследственной эпилепсии, наследственной хореи, наследственной слепоты, наследственной глухоты, серьёзных физических недостатков и сильной степени алкоголизма».
Принудительной стерилизации подлежали и люди с диагнозом «шизофрения», который им выставлял Блейлер. В течение первого года ей подверглись свыше 56 тысяч немецких граждан, к 1939 году — около 350 тысяч. Затем был сделан следующий представлявшийся вполне логичным шаг — от стерилизации к массовым убийствам. Для них была разработана.
В своё время Блейлер был единственным профессором психиатрии, признавшим важность учения Фрейда. Психоанализ активно использовался Блейлером в его клинике Burghlzli. Кроме того Блейлер развил идею так называемой уденотерапии, гласящей, что (психические) болезни не следует лечить слепым акционизмом, а часто естественное течение болезни приводит к излечению.
Наиболее известным учеником Блейлера, развившим его учение о шизофрении, был швейцарский психиатр и психоаналитик Карл Густав Юнг.